Молоствов

К написанию этой статьи меня подтолкнули две старинные фотографии и книга. Но,обо всем по порядку. Летом 2002 г., во время посещения музея истории в школе с. Никольское Спасского района Республики Татарстан, учительница истории Н. А. Тужилкина показала и отдала мне три старинные фотографии. На одной из них в полный рост изображен бравый корнет - Лев Валерианович Молоствов в роскошном гусарском мундире, с лихо закрученными усами. На оборотной стороне фотографии - собственноручная подпись Молоствова: "Петьке Гордееву, моему камердинеру', от кума". 16.3.1914. Л. Молоствов, с. Никольское".

Фотография сделана в фотоателье С. Фельзера на Воскресенской улице в Казани. Хотя Л. В. Молоствов подарил свой портрет камердинеру в 1914 г., фотографировался он, по нашему мнению, значительно раньше. На второй фотографии - семья Молоствовых: Лев Валерианович в полковничьем мундире с Георгиевским крестом, его жена Елена Владимировна, дочь Вера и сыновья Владимир и Дмитрий. Судя по возрасту детей (Вера родилась в 1910г., Дмитрий - в 1912 г., Владимир - в 1914 г.), фотография 1916-1917 гг. На третьей фотографии изображена Елена Владимировна Молоствова, снимок сделан примерно в то же время.

Мне захотелось побольше узнать об этих людях, и особенно о Льве Валериановиче Молоствове, видном представителе старинного дворянского рода, уездном предводители дворянства (1914-1917). Мой интерес подстегнула также недавно вышедшая книга С. В. Волкова "Белое движение. Энциклопедия гражданской войны, где среди прочих белых офицеров упоминается и JI. В. Молоствов. Постараюсь приоткрыть завесу тайны и забвения над этим человеком.

Кто же такие Молоствовы? Заглянем в знаменитую дореволюционную энциклопедию Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона: "Молоствовы - дворянский род, происходящий из Новгорода, откуда предки его в конце XV в. переведены на поместья во внутренние области России. Дмитрий Иванович М. был стольником (1684) и воеводою в Уфе (1697). Владимир Порфирьевич М. был попечителем Казанского учебного округа (при императоре Николае I), затем сенатором. Один из его сыновей, Владимир Владимирович, был военным агентом в Вене; старший сын его, от брака с княжной Л. А. Суворовой, наследовал майоратные имения князей, Италийских графов Суворовых-Рымникских. Род Молоствовых внесен в VI ч. Родословной книги Казанской губернии.

Молоствовы считали себя выходцами из литовских татар. По другому преданию, в роду была "примесь" казахской крови. Фамилия происходит от слова "молостов" - горшок или покрытая берестой пахталка. Достоверно известно то, что род Молоствовых ведет свое происхождение от бояр Новгорода. Шесть членов этой фамилии владели крестьянами в Дерявской пятине Новгородской земли еще в XV в. и имели свой герб, на котором серебряный щит держат два серебряных коня. В 80-х гг. XV в. Иван III покончил с древней новгородской вольностью и включил Новгород в состав Московского государства. Правительство переселило несколько тысяч влиятельных и состоятельных новгородских бояр, детей боярских, купцов и других людей в понизовые города. Этой участи не избежали и Молоствовы. Спустя сто лет они являлись служилыми дворянами. Грамотами царей Михаила (1615, 1671), Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича (1685) Молоствовы были жалованы за службу, помыслы и храбрость имениями в разных уездах.

После новгородского периода Молоствовы обосновались на землях бывшего Казанского царства, что связано с их участием в покорении Казани (1552). По семейным преданиям, у Владимира Владимировича Молоствова была грамота, под-писанная в период правления царевны Софьи и царевичей Иоанна и Петра "О даровании Молоствовым за заслуги при борьбе с татарами земель в углу между Камой и Волгой". Земли в Спасском уезде были пожалованы в 1692 г. московскому дворянину Ивану Ивановичу Молоствову и его племянникам, Андрею и Ивану Дмитриевичам. Их владения простирались от р. Утки и д. Полянки до с. Пичкассы, от р. Волги по обе стороны р. Бездны, включая Кураловское (Карлово) городище. Поместья были обширными, располагались на территории Спасского, Тетюшского, Казанского, Свияжского уездов и даже простирались за пределы Казанской губернии. В XV1II-XIX вв. в Спасском уезде основывались крупные села, строились церкви, барские дома. В середине XIX в. Молоствовым здесь принадлежали села: Три Озера, Никольское, Щербеть, Измери и деревни: Молоствовка, Памфамировка, Куралово. Только в Куралове сохранился каменный дом Молоствовых (не считая дошедшей до наших дней усадьбы в бывшем имении Молоствовых в Долгой Поляне Тетюшского района).

Семья эта была очень большой. По праздникам Молоствовы собирались то в одном, то в другом поместье. И ныне здравствуют их многочисленные потомки (в Москве, Новосибирске). Так, С. В. Молоствов-Астафьев (1907-1990) и А. Д. Бу- лыгин (1901-198?) написали соответственно "Семейную хронику"" и "Родословную фамилии Молоствовых". Упоминание о Молоствовых можно найти и в других источниках3. Наиболее знаменитые представители рода: Д. И. Молоствов'" - в 1684 г. стольник и воевода; Владимир Порфирьевич Молоствов (родился 1794 г.) - в 1841-1845 гт. уездный предводитель дворянства; Порфирий Львович Молоствов - в 1806-1809 гг. предводитель Казанского губернского дворянства.

Далее речь пойдет о Льве Валериановиче Молоствове, изображенном на подаренных мне фотографиях. Он родился в 1875 г. в Казани. Его отец - владелец с. Никольское Валериан Таврионович Молоствов (1828-1909), почетный мировой судья, впоследствии действительный статский советник (гражданский чин 4 класса, соответствовал генерал-майору). Мать - Надежда Андреевна (1840-1914) в девичестве Матюнина, дочь тайного советника. У Льва были младшие брат и сестра - Андрей (родился в 1879 г.) и Александра (?). В 1895 г. Л. В. Молоствов закончил Пажеский корпус - самое привилегированное военное учебное заведение в России, открывавшее блестящую перспективу для карьеры в гвардии.

Воспитанники старшего класса, допущенные к участию в придворных церемониях, именовались камер-пажами. Обучение в Пажеском корпусе было красочно описано П. А. Кропоткиным в "Записках революционера" и А. А. Игнатьевым в книге "Пятьдесят лет в строю". После окончания Пажеского корпуса Лев Валерианович служил в лейб-гвардии гусарского полка петергофских улан. Упоминание об этом периоде жизни молодого Молоствова я нашел в воспоминаниях генерала-лейтенанта А. А. Игнатьева "Пятьдесят лет в строю" : "Помню, как однажды на маневрах мне пришлось попасть в отряд, в который входил и гусарский полк под начальством Орлова. Наступила ночь, офицеры давно уже разошлись по палаткам, и посреди большого квадрата из серых коней светилась только палатка офицерского собрания. В ней мы просидели с Орловым всю ночь. Среди ночи приходили донесения от разъездов - Орлов их принимал. Потом поступило распоряжение выслать конного вестового в штаб отряда. Орлов приказал дежурному молодому корнету выслать немедля от 4-го эскадрона, и через несколько мгновений в ночной тиши из какой-то офицерской палатки послышался заспанный голос: "Галушку - на Выстреле!" - "Вот это офицер, - сказал Орлов, - знает людей и лошадей, хоть ночью разбуди". Это был Молоствов, вышедший из Пажеского корпуса годом раньше меня. Его считали отменным строевиком, и он сделал бы хорошую карьеру. Однако ему пришлось покинуть полк после революции 1905 года, когда эскадрон отказался ответить на его приветствие. Солдаты ненавидели его за рукоприкладство".